Планировка доходных домов. Гостья из прошлого: дизайн квартиры в духе XIX века Почему справлять нужду при посторонних считалось нормальным и какие устройства дамы прятали под юбками


"Большие" дореволюционные квартиры все еще будоражат мозг общественности. Житье на 100 или 150 метрах кажется многим счастливым уделом интеллигенции рубежа 19-20 веков. Большая площадь квартиры для человека советского и постсоветского залог спокойной сытой жизни.

"Четырехкомнатная" квартира доходного дома Капустина. Фонтанка 159

Между тем, большие площади квартир имеют порой не очень приятные объяснения. В этом посте я хочу показать, как распределялись жилые метры и почему большая по современным меркам площадь оказывалась довольно скромным жильем человека. Человека ослепленного жизнью богатейшей столицы империи и имеющего понятия как должны жить люди его круга. В моем повествовании чиновники будут менять инженеров и финансистов. Их профессиональная принадлежность мне не совсем интересна. Я скорее рассказываю о условиях жизни людей определенного образа жизни и состояния.
Примером нам послужит одна из из квартир доходного дома Капустина построенного архитектором Бубырем Алексеем Федоровичем в 1909-1907 годах.


Доходный дом Капустина. Петербург.

Доходный дом почетного дома Капустина настолько известный памятник Петербургского модерна, что повторять все что о нем сказано и написано не имеет смысла. О композиции это домика я рассказывал здесь http://koloma9.livejournal.com/31600.html . Там есть ссылки на людей которые много сделали для того что бы этот памятник был замечен, оценен и любим многими. Прежде всего это создатель сайта о Бубыре Александр Мамлыга с его сайта я взял поэтажные планы здания, предоставленные Романом Ганом и петербургский историк архитектуры Борис Кириков. О владельце здания можно почитать по ссылке . Домик известен тем так же, что был показан в кино Питер ФМ. Для вступления довольно, перейдем квартире.

План 3-5 этажей доходного дома Капустина.

План квартиры, который я буду использовать, современный. Он взят из объявления сайта недвижимости emls.ru . Планировка квартиры,указанная на нем, полностью совпадает с одной из двух квартир справа вверху на поэтажном плане здания.
Общая площадь квартиры чуть больше 100 метров. На плане видно, что это не самое шикарное жилье в доме, а один из экономных вариантов.
Квартира имела два входа: парадный и черный для хозяйственных нужд. Для своего времени она неплохо оснащена. На оригинальном плане указывается наличие ванн и туалетов. Отопление квартиры печное.
Как и многие квартиры своего времени она делилась на две половины хозяйскую и хозяйственную. Хозяйскую часть отапливали две печи. Хозяйственная обогревалась от плиты на кухне.

Красным выделена хозяйственная часть квартиры.

Хозяйственная часть включала кухню 11,6 метров. Комнату для прислуги 5,3 метра. Ванна 4 метра. Коридор 8 метров и туалет рядом с кухней.
Планировка хозяйственной части квартиры типична для петербургских доходных домов 1870-1917 годов. Автор этих строк успел пожить в двух других квартирах в разных концах города с аналогичным устройством пространства.
Главный недостаток такого планировочного решения - длинный неосвещенный узкий коридор связывающий две половины квартиры. Его наличие своеобразное проклятие многих петербургских квартир. Такое решение во много вынужденное и обусловлено как невозможностью использовать перекрытия больше определенной длины так и жадностью домовладельцев. Обратите внимание что коридор "съедает" около 8 процентов общей площади квартиры.
Второй особенностью такой планировки можно назвать не отапливаемый туалет, граничащий с лестничной клеткой. И в современных условиях с паровым отоплением, зимой там бывает прохладно.
Ванная комната 4 метра на современный вкус будет выглядеть достаточной. Но не следует забывать о дровяном отоплении. Оно требовало дополнительного пространства.
Пример богатой ванной из меди с дровяным титаном сохранился в музее- квартире Елизаровых. Она занимает схожее по размерам помещение.

Ванна из Музея-Квартиры Елизаровых.

Маленькая комната рядом с кухней предназначена прислуге. Она очень небольшая для такого рода помещений. Всего-лишь 5.3 метра. В домах построенных 20 годами ранее, такие комнаты занимали до 12 метров. Была ли это комната постоянным жильем или служила убежищем для приходящей прислуги мне не известно.
Кухня так же небольшая. Всего 11.6 метров. По современным меркам не плохо. Однако 100 лет назад это место поступления дров в зимний период. Держать дневной запас топлива для трех печей на такой площади не так просто.
Обзор хозяйственной части квартиры позволяет говорить о о своеобразной экономии площади архитектором в этой части квартиры. Перед нами бюджетный вариант жилья.
С другой стороны сохранилась "дореволюционное" соотношение хозяйственной части квартиры к общей площади жилья. Техническая часть квартиры занимает около трети общей жилой площади. Что очень много по современным меркам, но соответствует технологиям и домашнему укладу того времени.

Красным выделена хозяйская часть квартиры.

Хозяйская часть квартиры занимает чуть меньше 70 метров и содержит пять помещений. На первый взгляд более чем достаточно для комфортного жилья. Рассмотрим, как делятся эти квадратные метры.
Прихожая в десять метров имеем несколько вытянутые пропорции и открывает доступ к трем помещениям.
Помещение 7,7 метров с крошечным окном слишком маленькое для полноценной комнаты. Скорее всего перед нами так же техническое помещение. Я думаю, что это гардероб.

Фотография гардероба квартиры с сайта недвижимости.

Размещение гардероба в такой небольшой квартире, его площадь съедает еще 8 процентов, говорит о желании архитектора придать квартире ценности в глазах возможного арендатора квартиры. Кому же предназначалось такое жилье?
Об это рассказывает комната 14,3 квадратных метров рядом с прихожей. Если задуматься она расположена довольно странно. Вы попадаете в прихожую квартиры и сразу из прихожей либо в гардероб, либо в гостиную ведущую в остальную часть квартиры либо в изолированную комнату с отдельной печью. Перед нами кабинет.
О кабинетах в квартирах доходных домов нужно сказать отдельно. Основными арендаторами квартир в доходных домах были государственные и коммерческие служащие. Деловая культура конца 19 века допускала совмещение основной работы с частной деятельностью. Поэтому на многих планах квартир начала века мы будем видеть изолированные комнаты рядом с прихожей. Здесь глава семейства зарабатывал или скорее дозарабатывал деньги. Размещение таких помещений рядом с входом в квартиру говорит о их предназначении принимать приходящих людей, а не придаваться размышлениям в одиночестве.


План доходного дома Бубыря на Стремянной улице.

Многие планы доходных домов публиковались в журнале Зодчий. На них зачастую помещения подписаны. Для примера схожий кабинет можно найти на плане другой постройки Бубыря на Стремянной улице.
Таким образом из 70 метров хозяйской половины почти 32 занимали помещения, предназначенные для работы и создания впечатления перед гостем о "шикарности" жилья. В спальной, детской или гостиной прием вести было никак нельзя.
На оставшихся 70 метрах располагалась небольшая спальная в 14 квадратных метра и большая гостиная в 26 метров.
О гостиной следует сказать отдельно. Ее размещение не совсем удачно. Если посмотреть на план еще раз, то видно, что архитектор буквально втиснул 30 метровое тело в общую массу квартиры. Отсюда и видимые огрехи. Гостиная имеет неправильную форму, ведь нужно было оставить окно для кабинета.

Это проходная комната. Ее большая площадь получена урезанием коридора для связи с технической частью квартиры. Теперь, например, вы не можете принести дров в кабинет, не пронеся их через главную комнату квартиры. Комнату площадью 27 метров освещает всего одно окно находящиеся в нише созданной стенами других помещений квартиры. Хроническая проблема освещенности петербургского жилья начала века на лицо.
Таким образом, перед нами жилье для небольшой семьи из двух человек занимающие 100 метров. Большая его часть отведена техническим службам или представительским помещениям. Где разместить детскую или комнату для пожилых членов семьи? На 100 метрах площади для этого не нашлось места. Перед нами жилье для людей тянущиеся к жизни на широкую ногу, но не имеющие на это средств. Было ли оно спокойным и размеренным?
Не о их ли жизни задолго до постройки дома Капустина в повести Шинель рассказывал Николай Васильевич Гоголь.............. Даже в те часы, когда совершенно потухает петербургское серое небо и весь чиновный народ наелся и отобедал, кто как мог, сообразно с получаемым жалованьем и собственной прихотью, — когда все уже отдохнуло после департаментского скрыпенья перьями, беготни, своих и чужих необходимых занятий и всего того, что задает себе добровольно, больше даже, чем нужно, неугомонный человек, — когда чиновники спешат предать наслаждению оставшееся время: кто побойчее, несется в театр; кто на улицу, определяя его на рассматриванье кое-каких шляпенок; кто на вечер — истратить его в комплиментах какой-нибудь смазливой девушке, звезде небольшого чиновного круга; кто, и это случается чаще всего, идет просто к своему брату в четвертый или третий этаж, в две небольшие комнаты с передней или кухней и кое-какими модными претензиями, лампой или иной вещицей, стоившей многих пожертвований, отказов от обедов, гуляний, — словом, даже в то время, когда все чиновники рассеиваются по маленьким квартиркам своих приятелей поиграть в штурмовой вист, прихлебывая чай из стаканов с копеечными сухарями, затягиваясь дымом из длинных чубуков, рассказывая во время сдачи какую-нибудь сплетню, занесшуюся из высшего общества, от которого никогда и ни в каком состоянии не может отказаться русский человек, или даже, когда не о чем говорить, пересказывая вечный анекдот о коменданте, которому пришли сказать, что подрублен хвост у лошади Фальконетова монумента..........

Сегодня большинство людей отдают предпочтение комфортному и максимально функциональному жилью. Однако находятся и редкие ценители старой классики, которые желают оформить свой дом в лучших традициях былых времен. Обычно к такой категории относятся люди богатые, имеющие не один вид недвижимости, коллекционеры и антиквары, которые с одной стороны испытывают жажду экспериментов, а с другой - остаются верными традициям.

На сегодняшний день интерьер 19 века, который господствовал в домах аристократической знати, является одним из самых показательных среди страничек, описывающих историю архитектуры и быта Российской империи. Например, в известном Павловском Дворце существует целая экспозиция, посвященная жилому интерьеру 19 начала 20 веков, которая позволяет перенестись словно на машине времени в другое столетие.


Попробуем определить, какие же особенности интерьера 19 века присутствовали в разные десятилетия столетия.


Так, в начале 19 века русская знать зачастую располагалась в загородных усадьбах или особняках, находящихся в черте города. Вместе с хозяевами в доме проживала прислуга, которая классифицировалась по статусу. Дома, в которых проживали господа, обычно состояли из трех этажей. Именно комнаты первого этажа в интерьере 19 века отдавались под распоряжение прислуги, хозяйственные помещения, кухню, подсобки.

На втором этаже располагались гостевые хоромы, которые зачастую представляли собой смежные гостиные, залы и столовую. А вот на третьем этаже в большинстве своем располагались господские хоромы.


В начале столетия в интерьере 19 века в основном присутствовали стили классицизм и ампир. Большинство помещений гармонично сочетались между собой и включали мебель единую по стилю, зачастую изготовленную из красного дерева с тканевой отделкой, украшенной позолоченными, латунными или бронзированными элементами. Стены в домах зачастую окрашивались однотонной краской зеленого, синего или лилового цветов или оклеивались полосатыми бумажными обоями.


Обязательным помещением в любом жилом доме был кабинет хозяина, мебель которого зачастую изготавливалась из тополя или березы. Весомое место также занимали портретные комнаты, которые оформляли полосатыми обоями и украшали портретами в тяжелых и массивных позолоченных рамах.


Спальня обычно была разделена на две зоны: спальную и будуарную, особенно это касалось комнат юных барышень. В более богатых домах будуар находился в соседнем со спальней помещении. Будуар в интерьере 19 века носил не только функцию туалетной комнаты, сколько являлся личным пространством хозяйки, где она могла заниматься чтением, вышивкой или просто находиться наедине со своими мыслями.


Интерьер 19 века в 40-60х годах подпал под влияние романтизма, неоготики и псевдорусского стиля. Окна в домах начали завешивать тяжелыми драпированными тканями. На столах появились скатерти. Веяние готики порой проявлялась в моде на стрельчатые окна с витражами. Примерно в период правления Николая II была введена мода на французский стиль. Мебель из красного дерева уступила место розовому дереву, в интерьере появились предметы декора, такие как фарфоровые вазы и статуэтки. А уже немного позже, особенно в мужских спальнях, начали отражаться восточные мотивы. Например, в качестве декора на стены вешали оружие, в комнатах могли присутствовать кальяны и другие курительные принадлежности, хозяева часто любили облачаться в халаты с восточными мотивами. Но, что касается гостиных и женских спален, стиль второго рококо оставался господствующим.

Интерьер конца 19 века начинает понемногу тускнеть по сравнению с началом и серединой столетия. Связано это с тем, что многие буржуазные семьи разорялись и оказывались в незавидном финансовом положении. В то же время на месте не стоял научно-технический прогресс, который привнес в интерьер тюли и скатерти из машинного кружева.

Вместо домов в 19 веке более популярными стали квартиры, которые совмещали в себе эклектику многих архитектурных стилей. Место усадеб заняли загородные дачи, интерьеры которых зачастую оформлялись в псевдорусском стиле, который заключался в отделке балками с резьбой потолков и неизменным буфетом в столовой.


Ближе к концу года в свои права вступил стиль модерн, предполагающий плавные изогнутые линии во всех без исключения предметах интерьера.


Интерьер 19 века по насыщенности разных стилей может занять, пожалуй, первое место среди прочих столетий, так как под влиянием историцизма в нем отразились такие течения, как классицизм, рококо, готика, в середине века зародилась эклектика стилей, а в конце в свои права вступил неповторимый модерн.

Рудольф фон Альт, Салон в квартире графа Ланкоровски в Вене (1869)

Сегодня фотографии безупречных интерьеров и бесчисленное количество фотографий частных домов можно легко найти в журналах о дизайне и в интернете. Однако, когда в начал 19-го века возникла традиция запечатления личных комнат, это было очень авангардно и необычно. Еще до того, как появилась фотография, люди, которые могли себе это позволить, нанимали художника, которые делал подробную акварельную зарисовку комнат дома. Такие рисунки вставлялись в альбом и при желании демонстрировались посторонним людям.

Такие картины, сохранившиеся до наших дней, позволяют взглянуть на декадентские образы жизни зажиточного 19-го века и оценить искусство детальной передачи дизайна домашних интерьеров. В настоящее время 47 подобных картин показаны на выставке в галерее Elizabeth Myers Mitchell в колледже Св. Иоанна а Аннаполисе, Мэриленд. Выставка была организована Купером Хьюиттом, Смитсоновским Музеем дизайна. По словам куратора Гейла Дэвидсона, картины обычно писались после того, как комната была отремонтирована, на память для семьи.

Рудольф фон Альт, Библиотека в квартире графа Ланкоровски в Вене (1881)

Рудольф фон Альт, Японский салон, Вилла Хюгель, Вена (1855)

Некоторые родители делали альбомы с подобными картинами в качестве подарка на свадьбу собственным детям, чтобы у них оставались воспоминания о доме, в котором они выросли. Люди также часто выкладывали альбомы на столах в гостиных, чтобы произвести впечатление на гостей. По словам Дэвидсона, Королева Виктория, по заказу которой было сделано много картин с изображением дворцовых интерьеров, писала в своих личных дневниках, что она с мужем любила рассматривать эти картины, вспоминая годы, прожитые в этих домах. Аристократические семьи по всей Европе в конечном счете тоже приняли практику ввода в действие этих «интерьерных портретов». На выставке представлены картины с интерьерами домов из многих стран включая Англию, Францию, Россию и Германию, которые показывают различные тенденции дизайна интерьера 1800-х, а также росту общества культуры потребления. Поскольку люди начали больше путешествовать, то их дома стали наполняться мебелью из-за границы. Иллюстрации интерьеров стали очень модными, достигнув пика приблизительно в 1870-х годах.

Такая практика была в значительной степени отражением роста промышленных классов. Многие акварели, например, изображают интерьеры, наполненные растениями и органическими украшениями, которые отражают не только интерес к миру природы, но также растущую тенденцию к редким экзотическим растениям. В отеле Villa Hügel в Венеции, например, был японский салон, наполненный исключительно декоративными элементами, которые превратили его в «сад»; в Берлинском Королевском Дворце располагалась китайская комната с панно с тропическими растениями и птицами, которые также парили над пространством в потолочной росписи. Интерьеры той эпохи также отличались наличием орхидей и птиц в клетках, которых люди хранили не только для того, чтобы произвести впечатление, но и чтобы развлечь гостей. Многие художники (в большинстве своем мужчины) начинали свою карьеру, рисуя топографические карты для военного использования или расписывая фарфоровые изделия, а после начали специализироваться на картинах интерьеров в связи с повышенным спросом. Некоторые живописцы даже сделали свое имя в этом жанре. На выставке представлены работы австрийских братьев Рудольфа и Франца фон Альт; Джеймса Робертас, британского живописца, который путешествовал с Королевой Викторией; и проектировщика Чарльза Джеймса - все из которых были известны отличными стилями. Подход к живописи этих интерьеров также развился со временем, постепенно становясь менее формальным и более интимным.

Иосиф Сатира, Учебная комната царицы Александры Федоровны, Россия (1835)

В конце 19-го начале 20-го века стал популярен более импрессионистский вид живописи и художники постепенно начали изображать более расслабленную, домашнюю окружающую среду. Иногда на картинах присутствовали даже проживающие: польский граф Ланкоронский, например, читающий книгу в своем кабинете в Вене; девочка играет на фортепьяно в комнате, а рядом с ней лежит собака. Хоть эти картины и создавались для того, чтобы запечатлеть то, как люди украшали свои дома, какую мебель и ткань выбирали, что они вешали на стены и что коллеекционировали, но иногда они напоминали иллюстрации повседневной жизни, ровно до того момента, пока в начале 20-го века эту роль переняла на себя фотокамера.

Джеймс Робертс, Гостиная Королевы в Букингемском дворце, Англия (1848)

Генри Роберт Робертсон, Интерьер одного из залов дворца в графстве Кент (1879)

Эдуард Гертнер, Китайская комната в Королевском Дворце, Берлин, Германия (1850)

Эдуард Петрович Гау, Гостиная Императрицы Александры Федоровны

Анна Альма-Тадема, Комната для исследований сэра Лоуренса Альма-Тадема, Таунсенд, Лондон (1884)

Шарлотта Бозанкет, Библиотека (1840)

Karl Wilhelm Streckfuss (1860)

Раньше, конечно, все было лучше. Во всяком случае, манеры и интерьеры. А что если скопировать дизайн квартиры конца XIX века в современные условия? Что-то выдумать, что-то обыграть. Не получится ли диссонанса, безвкусицы? Не получится — утверждает дизайнер Алина Карпова.

  • 1 из 1

На фото:

Фото очень красивых квартир, выполненных в классическом стиле — неисчерпаемый источник для вдохновения декораторов. Фото Аси Барановой

Сведения о квартире: квартира 145 кв.м. в новом жилом комплексе на Кутузовском проспекте, Москва.

О владельцах: интеллигентная супружеская пара.

Пожелания: теплая и уютная квартира.

Интерьер этой квартиры словно сошел со старинных фотографий — там, где прадедушка в кителе и с усами, а прабабушка с кружевным зонтом. Дизайнеру Алине Карповой удалось воссоздать не только дух, но и архитектурные, декоративные приемы позапрошлого века. Мебель, двери, отделка стен и пола — все дышит эстетикой ушедшей эпохи. Просторная квартира создавалась для интеллигентной пары, поэтому выбран деликатный классический стиль. Здесь нет вызывающего декора и нарочитой пышности, зато есть безупречный вкус.

Перемещение во времени начинается уже с прихожей. Сразу от входа мы попадаем в сдержанный английский холл начала прошлого века. Все детали тщательно подобраны – мелкая квадратная плитка с «мушками» на полу, темная деревянная мебель в духе неоклассики, изящные, но без избыточного декора светильники. И, конечно, обои с геометрическим узором – именно такие могли быть на стене квартиры какого-нибудь солидного доктора.


Длинный глухой коридор, объединяющий анфиладу комнат, как будто скопирован с исторического интерьера. Так могли выглядеть в прошлой жизни питерские коммуналки. Бежевые панели в тон обоям, высокий лепной карниз на потолке, роскошные парные люстры, свисающие с потолка, живопись на стенах - все эти детали воссоздают обаяние неоклассики. Именно так выглядели очень красивые квартиры сто лет назад. Белые филенчатые двери с решетчатым остеклением и высокий плинтус – тоже буквальная классическая цитата.


Кухня-столовая в сиреневых тонах оправдывает обещания прихожей. Особенно хороши стулья с заклепками на спинках и четырехстворчатые двери. Кухня сто лет назад не была публичным местом, поэтому здесь дизайнер додумывает элементы. Появляется барная стойка с каменной столешницей и опорной полуколонной в духе ар-деко, барные стулья с гнутыми ножками. Для бытовой техники выделен специальный шкаф в углу. Чтобы компенсировать нехарактерные металлические фасады, шкаф украсили классическими бра в том же дизайне, что и роскошная люстра.


В гостиной натуральный темный паркет и восточный ковер на полу, а так же модный в конце позапрошлого века ориентальный столик. Главную роль в комнате играет массивный книжный шкаф из темного дерева, украшенный филенками, бра и латунными накладками. Из деталей поддерживающих стиль – розетка на потолке и широкий дверной портал: с декоративными панелями, подсвечниками на стенах и широкими профилированными косяками. И конечно, какая приличная гостиная без живописи на стенах в резных багетах?


Между гостиной и полукруглой лоджией нет ни стен ни дверей – прием, использованный для расширения пространства. Впрочем, он компенсирован лепниной в дверном проеме. Карнизы для штор по бокам портала говорят о том, что там предполагаются портьеры.


Изящность и достоверность исторического интерьера достигаются за счет деталей – столик, ваза и керосиновая лампа выглядят упоительно антикварно.


В спальне ключевую роль играет большой старинный комод, на котором разместилась картина и всякие мелочи. Зеркало в состаренной золоченой раме стоит на полу, как будто его забыли повесить – модный сегодня прием. Роскошные тисненые обои придают романтичное настроение сдержанной колористике стен.


Встроенный платяной шкаф заслуживает отдельного внимания. Никаким современным дверцам на роликах, конечно, было не место в этом интерьере. Достоверные филенчатые дверцы со стеклянными вставками затянуты изнутри присборенными шторками – точно такой декор использовался сто лет назад и для межкомнатных дверей и для дверец небольших шкафчиков.


В ванной отказались от стандартной душевой кабины – она выглядела бы слишком современной. Вместо нее - ниша, выложенная плиткой. Душ с огромной лейкой и латунная сантехническая арматура тоже выдержаны в нужной стилистике. Для мелочей приспособлена деревянная этажерка.


Плиткой выложена не вся стена ванной, а только нижняя панель – верхняя часть отделана цветной штукатуркой. Такие стены – тоже деталь неоклассического интерьера. Зеркало в резной золоченой раме и, конечно, раковина в роскошной деревянной тумбе тоже подобраны в согласии с выбранным стилем.

Полностью проект смотрите на странице конкурса «Лучший дизайн квартиры» на сайте pinwin.ru. Ссылка на страницу проекта: http://www.pinwin.ru/konkurs.php?kact=2&knid=36&rbid=5775

Другие проекты квартир на interiorexplorer.ru

Комментировать в FB Комментировать в VK

Почему в петербургских дворцах прятали ванны и где жили аристократы и студенты, чем пахли улицы дореволюционного города и как избавлялись от нечистот, почему у туалетов на черных лестницах не было дверей и как люди жили в домах при средней температуре 17 градусов?

Екатерина Юхнева

Какие квартиры в петербургских домах были самыми шикарными и где жили бедные студенты

В XIX веке самые дорогие квартиры в доходном доме находились на втором этаже. В них был парадный вход, окна выходили на улицу. Максимальное количество комнат, которое мне попадалось, - 21. Причем комнаты были площадью до 50 метров.

К концу XIX - началу XX века самые дорогие квартиры переместились выше. Это объяснялось в первую очередь распространением лифтов: подниматься на нем в квартиру считалось шикарным. А для второго этажа лифт не нужен.

Кроме того, с развитием транспорта и ростом города квартиры на втором этаже становились грязными, потому что всё, что скапливалось на улице, поднималось туда. К началу XX века самыми дорогими становятся третий и четвертый этажи. Если вы идете по центру Петербурга, то можно обратить внимание, что именно эти этажи зачастую выделены пилястрами, колоннами, арками.

Кабинет купца I гильдии Г. Г. Елисеева. Начало 1900-х годов. Фото из книги «Петербургские доходные дома. Очерки из истории быта»

Что интересно, в европейских городах традиционно селились слободами - это пошло со Средневековья. В одном районе жили ремесленники, в другом аристократы. В Петербурге же, как в новом городе, эта традиция не сложилась. Бедные квартиры располагались в тех же домах, что и богатые.

Можно представить себе красивый дом с окнами на Литейный проспект, где на втором и третьем этаже живут богатые горожане, а подвальный этаж сдан сезонным рабочим. И там живут несколько десятков человек - единственное, вход в эту квартиру будет не с парадной лестницы, а с черной.

По одной лестнице могли ходить сенаторы, богатые купцы и какой-нибудь студент, который снимал квартиру на последнем этаже. Может быть, в этом смешении была заложена нестабильность петербургского общества и, возможно, поэтому он стал городом трех революций.

Какие районы считались престижными и где строили дома с новейшими удобствами

Сначала самым фешенебельным районом города считался так называемый золотой треугольник, ограниченный Фонтанкой, Невским проспектом и Невой. Там были построены лучшие дворцы города. По этой причине строить там доходные дома было невозможно, и постепенно сдавать квартиры начали в особняках. Мы это видим на примере квартиры Пушкина, которая находилась в доме княгини Волконской.

При этом, поскольку особняки строились не для сдачи, квартиры там были несколько странными. У Пушкина, например, кухня располагалась этажом ниже. С такими удобствами к концу XIX века никто мириться бы не стал, и постепенно доходные дома стали появляться в Литейной части. Они строятся уже с водопроводом и ватерклозетами, то есть со всеми современными удобствами вплоть до домового парового отопления.

Спальня в барской квартире, 1915 год. Фото из книги «Петербургские доходные дома. Очерки из истории быта»

В начале XX века с появлением моста через Неву на Петроградскую сторону застраивался Каменноостровский проспект. Там были дома со всеми удобствами, в том числе встроенными в стену пылесосами (с центральной пылевысасывательной станцией, соединенной трубами со всеми квартирами - прим. «Бумаги» ). Точно так же до 15-й линии в это время застраивается Васильевский остров.

Как Петербург жил без канализации и какой запах стоял на улицах города

В Петербурге существовали сложнейшие системы фонтанов, поэтому технически водопровод в городе был с момента основания. Но он никому оказался не нужен.

В середине XIX века в Петербург приехал граф Эссен-Стенбок-Фермор, посмотрел, как в столице Российской империи моются из кувшинов, и сделал первый водопровод по улицам Знаменской (Восстания), Итальянской, Сергиевской (Чайковского). Вода подавалась водокачкой, стоявшей у Воскресенского моста. Но граф прогорел, потому что никто не хотел подключаться к этому водопроводу.

Водовоз. Фото: vodokanal.spb.ru

Постепенно в конце XIX века водопровод сначала устанавливают на левобережной части, а затем на правобережной.

Потрясающе, что с водопроводом почти 40 лет в Петербурге не было сливной канализации. До революции была только ливневая. Она есть до сих пор, ее можно опознать по крышкам люков с большими прорезями. Туда уходит снег и дождь.

Строительство канализации в Ленинграде в 1920-е годы. Фото: vodokanal.spb.ru

Вода из труб уходила в выгребные ямы, которые находились около каждой черной лестницы. В обычных домах это была выкопанная яма с земляными стенками - и жидкости всасывались в почву. При этом посередине двора обычно был колодец.

В лучших домах понимали, что это негигиенично, и делали бетонированные выгребные ямы. При наличии ванн, ватерклозета в эти резервуары попадало огромное количество воды. Вычерпывали ее оттуда золотари (ассенизаторы) ковшиками на длинной палке.

Что касается запаха, то в приличных домах на ямах были люки, где-то они даже закручивались крышкой. Запах был от другого: транспорт в основном гужевой, и, естественно, лошади оставляли следы своей жизнедеятельности. Поэтому Петербург был покрыт тонкой взвесью желтой пыли. В летние месяцы всё это стояло над городом. Отсюда пошла мода на дачи.

Почему справлять нужду при посторонних считалось нормальным и какие устройства дамы прятали под юбками

В XVIII веке отправление естественных надобностей могло совершенно спокойно происходить прилюдно. Женская прислуга ходила мимо мужчин, которые в то время справляли нужду, и их это нисколько не коробило. При этом в то время для женщины было неприличным показать лодыжку при посторонних.

В высших слоях общества это тоже считалось абсолютно естественным. Пышные наряды позволяли дамам справлять нужду где угодно. Например, Екатерина II принимала послов, сидя на своем переносном сундучке. Из-за широких юбок этого было как бы не видно. Точно так же дамы на балах пользовались специальным устройством бурдалю.

Бурдалю. Фото: Wikimedia.org

В доходных домах до конца XIX века были отхожие места: ниша с сиденьем и дыркой. Никакой кабинки и дверцы там не было. Этим удобством пользовались прачки, кухарки, прислуга.

Мы сейчас плохо себе представляем, каким оживленным местом была черная лестница: надо и дров принести, и воду, и на чердаке белье развесить. По ней всё время туда-сюда ходили люди, что не мешало тут же пользоваться отхожим местом.

Во дворах были ретирадники - то, что похоже на наши дачные удобства. Ими пользовались дворники и уличные торговцы. В последней четверти XIX века и в XX веке ретирадниками оборудованы все дворы. Где-то это кирпичные пристройки, в домах попроще - деревянные домики.

Общественных туалетов в городе не было вплоть до 1871 года. Содержимое ночных ваз и поганых ведер выплескивали прямо на улицы. Не совсем, правда, под ноги прохожим, а в канаву, которая шла вдоль улицы.

Какая температура в доме считалась нормальной и как согревались петербуржцы, если было холодно

Для отопления в квартирах использовали печи-голландки и круглые печи. Камины в Петербурге с практической точки зрения не любили - ставили только для красоты.

Печами получалось натопить воздух до достаточно высокой температуры, но это не считалось необходимым. Мы сейчас живем в слишком жарких помещениях, а тогда нормой считались 17 градусов тепла. При этом спали под пикейными одеялами, то есть под покрывалами с нашей точки зрения. Часто температура была еще ниже - 12–13 градусов. Тогда спали под пуховыми одеялами, но обязательно надевали ночные колпаки, потому что мерзла голова.

В домах носили ватные стеганые халаты. По теплоте это наши синтепоновые куртки. Чиновник приходил домой, снимал сюртук и надевал такой халат на брюки и рубашку. Потому что просто было холодно.

Разгрузка барж с дровами. Фото начала XX века

На зиму в окна вставляли вторую раму. Между рамами прокладывали специально сшитые мешки, набитые опилками. В самых богатых домах эти мешки были набиты ватой.

Чем петербургские дворцы поражали современников и как освещали квартиры в доходных домах

Свет в домах очень берегли. В квартирах была сделана система внутренних световых окон над дверями. Дневной свет использовался не только в комнатах, но и в темных коридорах, прихожих. Эти световые окна просуществовали вплоть до строительства хрущевок.

С появлением сначала керосинового освещения, а затем электричества были сделаны очень разумные лампы. Они опускались и поднимались при помощи рукоятки. Обычно посередине комнаты стоял большой круглый стол, за которым папенька читал газету, маменька что-то штопала, гимназист учил уроки, младшие дети играли в игрушки. И всё это с одной лампой.

Были еще переносные лампы. Причем керосиновые лампы сохранились с приходом электричества. Зажигать в комнате свет, чтобы пройти куда-то, было не принято.

Во второй половине XIX века современники поражались электрическому освещению в петербургских дворцах. Но стационарного электричества там не было. Была динамо-машина с проводами и лампами - что-то, напоминающее елочную гирлянду. Перед балом вызывали специальных электриков, они развешивали лампы - и когда начинался бал, вспыхивал яркий свет.

Причем поражались в основном дамы. Их макияж был рассчитан на свет керосиновых ламп, а в электрическом свете он смотрелся вульгарно.

В бытовом плане электрическое освещение очень долго не могло прижиться в Петербурге. В новых домах начиная с 1890-х годов было электричество. А старые дома переоборудовать трудно, поэтому во многих доходных домах электрическое освещение отсутствовало.

Как часто мылись петербуржцы и почему ванные комнаты было принято скрывать

В XVIII веке в петербургских дворцах знати стали появляться ванны. Они считались редкостными диковинками. Во второй четверти XIX века ванны стали обязательными во дворцах, при этом их часто маскировали, например, под бильярдный стол, а в шкафах-обманках прятали душ. Как любое служебное помещение его не считали нужным показывать гостям.

В квартирах ванны начали ставить в последней четверти XIX века. В больших квартирах богатых домов были индивидуальные ванны. Для жителей маленьких квартир существовали общественные ванны.

Старший дворник распределял расписание пользования ванными. Он же топил печку-водогрей. В шикарных домах были мраморные ванны, в средних - обычные эмалированные, в плохеньких - жестяные. Ванны принимали, выстилая ее простынкой. Мылись раз в неделю. Если в доме не было общественной ванны, то жильцы ходили в баню.